Апр 16

воспитание спартанских мальчиковВ VIII - IV веке до нашей эры, в связи с тем, что вокруг царила напряженная атмосфера и повсюду были войны, в Спарте была создана, абсолютно уникальная методика воспитания, в одном из своих трудов Аристотель говорит: «в Лакедемоне практически все воспитание молодежи и почти вся система законов подстроена под военные цели». Разумеется, очевидным является то, что государство видело своей главной целью создание превосходной военной нации. Поэтому все свои силы Спарта направила на развитие будущего поколения, сильного в физическом плане, а также, приспособленного к выживанию в самых ужасных условиях. Ввиду этой новой реформы, в полисе был организован строгий контроль государства за процессом образования и воспитания. В новую программу обучения были включены исключительно только такие предметы, которые способствовали развитию физических возможностей и моральной выдержке и стойкости. Прочие науки, необходимые для развития эстетических качеств человека, были исключены совсем. Самые важные качества, которые обязаны были отличать спартанца от всех представителей прочих народов, были: грандиозная сила, удивительная выносливость и максимальная способность приспосабливаться к различным трудностям жизни. Прививание подобных качеств начиналось с самых первых дней в жизни ребенка. Даже в возрасте младенца, его не позволялось пеленать или укрывать. Его оставляли на солнце, дожде и ветре. Со временем, когда ребенок начинал подрастать, его отучали от всех страхов. Например, от страха темноты и одиночества его отучали, закрывая в темные помещения на сутки, а если требовалось и больше. От нытья и капризов отучали, с помощью палки.

Наказание в физическом виде, являлось неотъемлемой долей воспитания сына внутри семьи. Еще с младенческого возраста детей спартанцев учили военной выправке. В семье создавались основы всех важнейших качеств совершенного солдата и защитника своего государства, не боящегося ни боли, ни чего-либо другого.

Первым этапом обучения мальчиков считался возраст от 7 до 15 лет. Главной задачей в этот промежуток времени становилось развитие способности, позволяющей самому преодолевать жизненные трудности, кроме того воспитание в себе основных качеств морали настоящего воина: самообладания, храбрости, хладнокровия.

В возрасте семи лет мальчиков забирали у родителей и объединяли в агелы (небольших размеров отряды), воспитывали их сообща, обучая тяжелой, военной дисциплине. Главным в каждой агеле являлся спартанский воин, который прославился своим мужеством и доблестью на поле боя, с которого мальчики должны были брать пример. Первой задачей «старшин» было воспитание мужества будущих воинов. Очень часто с этой целью использовался прием «натравливания» отрядов, в котором любой незначительный повод, творчески поднесенный учителем, раздувался для того, чтобы рассорить детей. Мужчины наблюдали за проходившими драками лишь с той целью, чтобы в конечном итоге похвалить победителей и наказать палками тех, кто проиграл и не особо храбро проявил себя в бою.

Но воспитание мальчиков не давалось лишь в одни руки: вопросы воспитания нового поколения молодежи были общим делом всего государства. Основываясь на этом, любой старик имел право наказать либо же поощрить любого ребенка. Это было скорее не его правом, а его обязанностью. Чем взрослее становились мальчишки, тем более суровые для них придумывали испытания. Детям специально выдавали слишком мало еды, чтобы обучить их с помощью своих сил бороться со всеми лишениями и сделать их ловкими и сильными людьми. Чтобы прокормить себя, маленьким спартанцам приходилось воровать, при этом проявлять большую осторожность и постоянно хитрить, ведь тех, кто попадался, избивали плетью и снова и снова заставляли голодать. В связи с этим, дети самыми разными способами пытались скрыть содеянные преступления.

Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они обязаны были пройти несколько своеобразных экзаменов, только после этого они могли переходить в следующую возрастную группу. Одним из таких экзаменов было показательное сражение молодежи Спарты, на котором в лице зрителей должны были присутствовать совершенно все: и царь и рядовые члены общины, настолько было серьезным вопросом воспитание и контроль юношей. Такое публичное испытание становилось одним из наиболее важных принципов «общественного контроля». Другое испытание заключалось в том, что в некоторые дни около алтаря богини Артемиды подростков секли свежими ивовыми лозами. Данное бичевание было крайне суровым, но достойный спартанец был обязан его выдержать, не издав не единого стона. Иначе он осквернял не только себя, но и всю свою семью.
Также в возрасте 15 лет юноши, прошедшие испытания вступали в «испытательный год» военной подготовки. С этого времени, подростки получали официальное право на ношение оружия, которым были награждены на празднике Артемиды Орфии.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

8 Комментариев на “Воспитание мальчиков в древней Спарте”

  1. Татьяна сказал:

    Суровое воспитание! Но наверно в то время оправданное.

  2. светлана сказал:

    ужас какой то

  3. Lina сказал:

    Жестко, конечно. Но того требовали условия и время. Как раз та ситуация, когда цель оправдывает средства. Зато методы воспитания в Спарте помнят до сих пор, они вошли в поговорку. :)

  4. Дмитрий сказал:

    Суровое время — суровое воспитание! У них же сплошные войны были, как иначе выжить!

  5. Юрий сказал:

    Хорошо, что у нас не бичуют.

  6. Максим сказал:

    В наше время пора бы уже опять такие методы вводить!!!
    А то мальчики всё больше не на войнов похожи а,на девочек,а девочки вынуждены становиться войнами!!!

  7. Вика сказал:

    «Максим сказал:
    Июнь 17th, 2012 — 12:48 дп
    В наше время пора бы уже опять такие методы вводить!!!
    А то мальчики всё больше не на войнов похожи а,на девочек,а девочки вынуждены становиться войнами!!! »
    — вот и с тебя надо начинать!

  8. Аланес сказал:

    В наше время все становятся неактивным мясом, что девочки что мальчики. А государству это выгодно.

Оставить комментарий